Приход села Субботина Сергачского уезда Нижегородской епархии

1 апреля 2013 - Администратор

    Приход Субботинский образовался со времени построения в Субботине церкви в конце XVII века, именно в 1676 году, и состоял прежде из самого села Субботина и двух деревень – Мансуровок Большой и Малой, или Старой и Новой, так как Малая или Новая Мансуровка выделилась из Старой Мансуровки в самостоятельное общество всего только в 1847 году; но обе эти деревни и та и другая по неудобству сообщения с Субботинской приходской церковью во время разлива рек Ежати и Пекшати отошли от Субботинского прихода: Старая Мансуровка в 1847 году приписалась к приходу села Ляпни, а Новая в 1877 году к приходу села Панова-Осанова, так что теперь Субботинский приход состоит исключительно из одного села в 200 жилых домов с населением до 1100 душ обоего пола.

    Субботино отстоит от Нижнего Новгорода в 150 верстах, от Сергача – в 50, расположено оно по склону незначительной горы к реке Ежати. Местность вокруг Субботина безлесная, почва земли по одну сторону реки черноземная, а по другую суглинистая.
    Храм в селе Субботине стоит внутри села на ровном месте в расстоянии от жилых зданий во все стороны приблизительно на 30 сажен. Храм этот в Субботине тот самый, который построен был в год образования Субботинского прихода, т.е. 1676 г. и только в 1853 году по причине обветшалости, с благословения Преосвященнейшего Иеремии, перестроен, но так, что фасад и план его остались прежние, оставлены даже не тронутыми несколько рядов стенных бревен; перестроен собственно верх храма от нижнего ряда окон, затем под пол подведены новые подкладины и перестлан заново сам пол. По благословении того же Преосвященного Иеремии, переустроенный храм был вновь освящен 20 марта 1854 года в прежнее наименование – в честь явления Казанской иконы Богоматери. Колокольня же построена вся из нового леса в том же 1853 году и соединена с церковью папертью. В 1879 году усердием прихожан устроен новый о двух ярусах иконостас, окрашенный кармином, а резьба и колонки на нем покрыты золотом. Храм однопрестольный, деревянный, обнесенный таковой-же оградой.
    Из святынь Субботинского храма и древностей замечательны: 1) крест напрестольный сребропозлащенный (большой) с частицами мощей: апостола Андрея Первозванного, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Иоанна Милостивого, Ефрема Сирина, Феодора Тирона, Андрея Критского, Антипы, Георгия, Александра Невского, Александра Свирского и Гурия и Варсонофия Казанских; 2) такой же крест (малый), унизанный по краям жемчугом; в нем частицы мощей: преподобных Феофана, Пимена многострадального, Никона игумена, Агапита врача, Сергия послушника, Захарии постника, Моисея Угрина, Николы Святоши и преподобного Еразма; 3) икона Николая Чудотворца в серебряной ризе, на которой вычеканены слова «изображение образа святаго Николая Чудотворца что есть в великом Нове-граде на Ерославле дворище. Писан сей образ 1731 году. Писал сей образ Новгородец посацъской человек Спиридон Кроксов»; 4) икона Знамения Пресвятыя Богородицы в серебряной ризе со следующими вычеканенными на ней словами: «истинное изображение образа сея Прексвятыя Богородицы Знамения против чудотворныя иконы, что есть в великом Нове-граде на торговой стороне на Ильине улицы. Писан 1732 году совершися Марта 20 дня. Писал сей образ Спиридон Кроксов»; 5) Триодион (постная), напечатанная «повелением благочестивейшаго Великаго Государя нашего Царя и великаго Князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца, благословением в духовном чину отца его и богомольца великаго господина святейшаго Кир Иоакима Патриарха Московскаго и всея России 1678 года от Р. Христова»; 6) Евангелие напрестольное, напечатанное в царствование Благочестивейшего Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, при святейшем Патриархе Московском и всея России Адриане в 1697 году; Апостол, Триод цветная, месячные минеи и другие богослужебные книги выхода царствования Царя и Великого Князя Петра Алексеевича в Патриаршее местоблюстительство 1704-1707 годов.
    Состав Субботинского причта в разное время был не одинаков по числу членов. Так, насколько то известно по церковным документам, до 1815 года причт состоял из священника и двоих причетников, а с этого года и по 1855 был еще и диакон, а далее до 1885 года причт по-прежнему оставался из трех членов; в 1885 году – с введением новых причтовых при церквах штатов – остались в Субботине священник и псаломщик.
    Содержится причт от нарезной земли, денежных доходов за требоисправления и хлебных сборов по приходу.
    Субботинские прихожане хотя и все православные, но не все одинаково усердны к церкви, ее богослужению и уставам, так что и важнейший христианский долг исповеди и святого Причастия многие не исполняют ежегодно, но в то же время многие из субботинских прихожан понедельничают и даже не едят мяса.
    В 1885 году четверо из прихожан открыто отпали в молоканство. Дело было так: два родных брата из субботинских крестьян неграмотные Кузьма и Михаил Ивановы Зимины-Крайновы во время отлучки на сторону жили в Оренбургской губернии у молоканина в работниках и наслушались там молоканских заблуждений. Возвратившись домой в Субботино, они склонили в молоканскую секту своих родных братьев отставных солдат (двоих), едва умеющих читать. С 1886 года эти четыре брата молоканина стали учащенно ходить в село Ветошкино к последователям сродной молоканству Пашковской ереси, а с 1 марта 1886 года и совсем перебрались в Ветошкино, где и живут при доме Пашкова.
    Субботинцы главным образом занимаются земледелием. Кроме своего надела более состоятельные из них арендуют земли у соседних помещиков; те же из крестьян, которые не в силах арендовать помещичьи земли, в подспорье своему хозяйству каждогодно уходят на заработки на сторону, преимущественно на Волгу и Каму на сплавы, и оттуда расходятся в разные губернии и уезды на подходящие работы.
    Некоторые из субботинских крестьян имеют ветряные мельницы, а некоторые занимаются пчеловодством: есть пчельники до 200 ульев. Общее экономическое состояние крестьян удовлетворительное.
    (Н. Е. В.)

 
    Заметка, напечатанная в Нижегородских Губернских Ведомостях, №18 за 1893 год.

    Прислал Тиняев Олег.


Другие статьи:

Николо-Сакминский женский монастырь
Из истории гагинской церкви
Мученик за Христа
Из истории гагинской церкви

-

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1694 просмотра
Комментарии (1)