Из истории гагинской церкви

9 ноября 2015 - Администратор

    (Начало)

    В Нижегородском областном Архиве сохранилось одно судебное дело по Сергачскому уезду, материалы которого наглядно свидетельствуют о том, в какой бедности в первой половине ХIХ столетия жило уездное священство. 26 декабря 1827 года «по долговременной болезни» скончался священник с. Гагино о. Иоанн Николаев. Судя по тому, что его матушке в то время было всего лишь 20 лет от роду, священник ушёл из жизни (земной) ещё в молодом возрасте.
    Как следует из судебного протокола, всё имущество о. Иоанна состояло из лошади (25 руб.), телеги (14 руб.), шубы китайчатой голубого цвета (15 руб.), шубы нанковой, довольно поношенной (8 руб.), конской упряжи (5 руб.), сундучка (3 руб.), четырёх замков (3 руб.), саней (2 руб. 50 коп.) и т.д. Итого было описано вещей на общую сумму в 108 рублей 20 копеек. Поскольку в течение своей сравнительно недолгой земной жизни умерший священник немало задолжал нажитого им имущества на уплату всего долга не хватило.
    Судя по материалам этого судебного дела, в 1827 году причт гагинской церкви состоял из восьми человек. Кроме покойного о. Иоанна Николаева, в строившемся в то время каменном храме с. Гагино служили благочинный 4-го ведомства Сергачской округи о. Григорий Алексеев, иерей Иоанн Васильев, дьякон Фёдор Егорьев, дьячки Григорий Петров и Алексей Иванов, пономари Григорий Алексеев и уже упоминавшийся выше Степан Степанов. Кстати, священник гагинской церкви о. Григорий Алексеев (Фиалковский) был благочинным 4-го (а затем и 3-го) округа Сергачского уезда свыше 25 (!) лет.
    До середины XIX столетия приходскими к гагинской церкви были две деревни – Шерстина и Тяпина. В 1853 году владелец с. Ветошкина генерал-майор А.В. Пашков купил всю деревню Тяпину (вместе с крестьянами) у помещиков Лодыженских, после чего она целиком отошла к приходу ветошкинской церкви. В конце XIX века в с. Гагине насчитывалось 250 дворов, а в д. Шерстиной – 127 (по данным 1893 года). В пяти сельских обществах гагинского прихода числилось 1870 душ обоего пола.
    В 1876 году при Вознесенском храме было открыто церковно-приходское попечительство, председателем которого единодушно избрали его учредителя – судебного пристава съезда сергачских мировых судей И.П. Покровско-Водоватовского. Помимо учредителя, в состав попечительства вошли и шестеро гагинских крестьян – прихожан Вознесенской церкви. Во многом благодаря усердию и старанию Ивана Петровича, многолетняя и плодотворная деятельность попечительства, судя по отчётам благочинного 3-го округа Сергачского уезда священника с. Какина И.Ф. Добротворского, давала «блестящие результаты». На базарной площади Гагина И.П. Покровско-Водоватовский приобрёл две торговые лавки, приносившие ежегодно свыше 130 рублей дохода. Помимо каменной колокольни и ограды вокруг храма, на средства церковно-приходского попечительства было построено каменное здание для школы, возобновлены иконостасы, отлит большой колокол в 219 пудов, оказана материальная помощь многим в ней нуждающимся, причем не только жителям гагинского прихода. Благодаря своей неуёмной энергии, И.П. Покровско-Водоватовский руководил ещё и певческим хором в гагинской церкви и каждый год неизменно получал хорошие отзывы в свой адрес со стороны благочинных. С кончиной этого незаурядного и очень энергичного человека в апреле 1907 года деятельность церковно-приходского попечительства в значительной степени ослабла (в июле 1907 года его председателем был избран священник А.Н. Виноградов).
    В 1879 году в каменном здании, построенном на средства церковно-приходского попечительства и располагавшемся на углу церковной ограды, сергачское земство открыло народное училище с трехгодичным курсом обучения. В первые 6 лет после открытия в училище училось 358 человек (раньше прихожане гагинской церкви отдавали своих детей на обучение членам причта, грамотным крестьянам и даже умевшим читать и писать женщинам). Из них полный курс с правом на льготу по отбыванию воинской повинности окончили только 32 мальчика. Большинство учащихся по разным причинам заканчивало учебу в училище раньше трёхгодичного срока, в связи с чем к 1887 году грамотных на приходе насчитывалось всего 200 человек, а умеющих писать – лишь 50.
    Из книг, наиболее часто встречаемых в домах прихожан, на первом месте были Псалтирь, молитвословы, Жития святых, а также разного рода сонники и оракулы, покупаемые гагинцами на местном рынке. К концу XIX столетия в употреблении прихожан гагинской церкви чаще стали встречаться Книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета как на церковно-славянском, так и на русском языках.
    Как в наше время, так и на рубеже ХIХ-ХХ веков многие гагинцы совмещали православную веру с языческими суевериями. Так, немало жителей с. Гагина конца XIX – начала XX столетий верили в то, что падающие звёзды – это души только что умерших людей, а солнечные затмения и появление комет – Божии знамения, указывавшие на приближение какого-либо общественного бедствия: голода, мора, войны и т.п. Гром многими воспринимался за грохот от колесницы пророка Божия Илии, а молния – за стрелу Божия гнева. Немало неграмотных жителей прихода искренне верило в то, что Земля стоит неподвижно, а вокруг неё ходят по небу солнце и луна.
    В духовно-нравственном отношении гагинцы конца XIX – начала XX столетий выделялись среди жителей окрестных селений своими явно греховными наклонностями и поступками (по всей вероятности, у многих из них время от времени просыпался мятежный дух ссыльно-беглых предков). Сравнительно частыми на приходе были случаи краж и мошенничества, поджогов и откровенного хулиганства, особенно среди любителей выпить: последние нередко совершали и убийства. Пьянство процветало не только в самом Гагине, но и в соседнем Шерстине (в несколько меньшей степени). Одной из причин достаточно широкого распространения пагубной страсти среди гагинцев было наличие немалого числа бакалейных лавок и трактиров на базарной площади села. Торговцы «злым зельем» заманивали в свои ловко и коварно расставленные сети не только видавших виды мужиков, но даже незамужних женщин и несовершеннолетних подростков. Не случайно почти ежегодно на приходе отмечался самый высокий среди жителей 3-го благочиния Сергачского уезда процент незаконнорожденных детей.
    Из положительных душевных качеств прихожан гагинской церкви особенно выделялось их сострадание к бедным и убогим. Как в Гагине, так и в Шерстине нищие никогда не встречали отказа в милостыне. Более зажиточные крестьяне охотно принимали в свои дома калек и сирот, бездомные крайне редко оставались без крова и пищи. Работы по хозяйству наёмных рабочих всегда щедро вознаграждались, причём работодатели в обязательном порядке учитывали возраст работника. С особой благосклонностью жители гагинского прихода относились к увечным и юродивым, считая их «Божьими людьми».
    (Продолжение следует).

    Н. Надеждин.


Другие статьи:

Из истории гагинской церкви
Из истории гагинской церкви
Из истории гагинской церкви
Ко дню села Гагино

-

Рейтинг: 0 Голосов: 0 601 просмотр
Комментарии (0)